История ООО «Татнефтедор»
Дорожники работали рука об руку с первопроходцами нефти
С началом широкомасштабного освоения нефтяных месторождений Татарстана огромное внимание нефтяниками было уделено строительству дорог. Рядом с первопроходцами нефти — буровиками, промысловиками и строителями — работали дорожные рабочие и специалисты.
Страна, недавно пережившая Великую Отечественную войну, восстанавливалась и развивалась неимоверными усилиями людей. О современной технике дорожникам даже мечтать не приходилось.На первых порах обходились лопатами, кирками и ломами. Люди жили в землянках, зимой приходили на работу на два-три часа раньше, чтобы успеть завести технику, но задачу свою выполнили с честью.
Первоначально штатное расписание предусматривало одиннадцать вакансий инженерно-технических работников и служащих конторы, водителя легковой машины, четыре рабочих базы автомашин и дорожностроительной техники (насчитывавшей 13 единиц) и шесть линейных рабочих. В обязанности ДСРК вменялось «содержание, ремонт и частичное строительство внутрипромысловых дорог».
Следует уточнить, что частичное строительство велось подрядным способом. ДСРК обеспечивала его транспортными перевозками. Первые три года единственным подрядчиком была военная дорожно-строительная часть 2804 МВД СССР.
Уже к зиме на баланс конторы был передан 61 километр автодорог — Октябрьск — Потапово (26 км) и Бавлы — Бугульма (35 км). Это был период, когда на перспективный нефтяной регион работала вся страна. Сюда срочно стягивались квалифицированные кадры и техника. Так прибыли и успешно обустраивали свои базы Строительное управление-1 треста «Нефтедорстрой» (в 1953 г.) и Управление строительства-3 «Главдорстроя» (в 1955 г).
Дорожники сами страдали от бездорожья
Земли Татарии оказались бедны дорожно-строительными материалами. Гравий и щебень приходилось доставлять с карьеров Башкирии, Челябинской и Свердловской областей по железной дороге, а затем автомобилями.Несмотря на все сложности к концу 1956 года с помощью дорожно-строительных отрядов МВД и подрядных строительных организаций было построено 560 километров асфальтированных дорог. В первую очередь внимание уделялось магистральным линиям, дававшим выход к железной дороге. Вскоре дороги связали Бугульму с Альметьевском, Октябрьском, Азнакаево, Ромашкино, Альметьевск с Азнакаево, Заинском и Лениногорском.
К тому времени в составе ДСРК объединения «Татнефть» действовало пять дорожных участков, сосредоточенных в районах основной добычи нефти. Дальнейшее интенсивное освоение месторождений вызвало резкое увеличение дорожностроительных работ и осложнило обслуживание уже проложенных трасс.
Назрела необходимость разветвления структуры дорожной службы
На базе дорожных участков в Нижней Мактаме и Миннибаеве в 1956 году была создана Альметьевская ДСРК, а ДСРК объединения «Татнефть» переименовали в Бугульминскую.Вслед за нефтяниками-разведчиками, обнаружившими нефть в Закамье, дорожная служба «Татнефти» освоила и этот регион. В 1959 г. появилось новое предприятие Елабужская строительно-ремонтная контора.
По мере разработки нефтяных месторождений Азнакаевского куста возникла необходимость создания нового предприятия по содержанию нефтяных автодорог Азнакаево и Актюбы. В 1967 году был подписан приказ директора объединения «Татнефть» об организации Азнакаевского эксплуатационнолинейного управления автомобильных дорог.
Разведка и освоение новых месторождений шли полным ходом. Дорожникам ставились новые задачи, которые они с успехом выполняли.С освоением месторождений в Черемшанском, Нурлат-Октябрьском, Аксубаевском районах в составе Альметьевской ДСРК в 1975 году был создан Нурлатский дорожный участок.
С 1975 по 1978 год все дорожно-строительные предприятия получили статус управлений автомобильных дорог (УАД). Ускоренный ввод в эксплуатацию магистральных дорог позволил своевременно обеспечить транспортной связью базы снабжения с разрабатываемыми нефтяными месторождениями, с новыми городами и рабочими поселками.
В среднем в год сдавалось около ста километров дорог
Неоценимый вклад в эту работу внес генеральный подрядчик — трест (ныне ОАО) «Каздорстрой». Когда объем строительства новых дорог на самой обширной территории нефтяного региона, Ромашкинском месторождении, сократился, забот у дорожников меньше не стало. Многие трассы, построенные в середине двадцатого века, планировались как нефтепромысловые под габариты транспорта и техники того времени. Сегодня же большая часть из них стала дорогами республиканского значения. Естественно, они потребовали реконструкции под высшую техническую категорию.Вопросы решались вместе с давними соратниками дорожников — АО «Камдорстрой», АО «Каздорстрой», фирмой «Гидромонтаж» и мостоотрядом №113.
В 1990-х гг., когда начались большие изменения в экономике всей страны, наметилась тенденция и к изменению структуры дорожной службы. Создавались небольшие дорожные участки в составе предприятий основного производства АО «Татнефть». В 1991 году от Альметьевского УАД отошел Заинский дорожный участок и стал самостоятельным хозрасчетным подразделением при НГДУ «Заинскнефть». Впоследствии на его базе создали Заинское УАД.
В эти же годы образовался Черемшанский участок НГДУ «Нурлатнефть». Начало строительства в 1991 г. нового асфальтобетонного завода для нужд этого участка стало основой для нынешнего Черемшаcкого УАД.
Координирующим центром дорожной службы нефтяников Татарстана стал созданный еще в 1976 году дорожный отдел в составе Управления технологического транспорта и специальной техники тогда еще объединения «Татнефть». Долгие годы возглавлял отдел заслуженный строитель ТАССР, ветеран труда Валерий Иванович Брижак.
Образование ООО «Татнефтедор»
Стремительно меняющаяся реальность поставила вопрос о выделении дорожной службы в самостоятельную производственную единицу.1 января 1997 года на базе Бугульминского УАД создается ООО «Татнефтедор», в состав которого вошли пять управлений автомобильных дорог: Бугульминское, Альметьевское, Азнакаевское, Заинское и Нурлатское.Позднее присоединились Елабужское и Черемшанское управления. Достижения сегодняшнего дня стали реальными благодаря надежным партнерам — ОАО «Татнефть», ГУ «Главтатдортранс» и другим. Ко времени создания республиканского дорожного фонда управления автомобильных дорог «Татнефти» имели лучшую в Татарстане дорожностроительную технику. У них появились современные немецкие асфальтоукладчики, универсальные машины «Унимог» для расчистки придорожных полос и другая современная техника. Для дальнейшего развития дорожной службы в ОАО «Татнефть» было создано единое, управляющее дочернее предприятие OOО «Татнефтедор».
20 апреля 2011 года ООО «Татнефтедор» вошло в состав Холдинга «ТАГРАС».В настоящее время в состав компании входят 5 управлений автомобильных дорог, общая численность – 1169 человек.